Сотни заявлений политиков, тысячи статей в различных СМИ по поводу событий в Сирии только за последние два месяца. Все утверждают о необходимости борьбы с терроризмом. Большинство статей не задумываясь повторяют тезис, что вся проблема с созданием единой коалиции и совместной борьбы со злом терроризма заключена в личности Асада. Говорят и пишут, что пока он остается у власти, невозможно всемирное объединение против терроризма. Что бы понять происходящее, следует вспомнить не далекое прошлое.
Хафез Асад (отец нынешнего президента) много лет правил Сирией. Это был жесткий диктатор. Он беспощадно подавлял все выступления и восстания против своей власти. Он занимал явно антиамериканскую позицию. Он не нравился США и Европе, они называли его диктатором, но никто и не думал обвинить его во всех проблемах и превратить его во вселенское зло. Никто не собирался оказывать на него силовое, тем более вооруженное давление. Все понимали, что конфликт с Сирией приведет к нестабильности в регионе, который являлся основным поставщиком углеводородов в Европу и США.
Но за последние годы многое изменилось. Развитие сланцевых технологий позволили США увеличить собственную добычу нефти и газа. Это позволило им отказаться от поставок ближневосточной нефти. Им хватает собственной добычи с относительно небольшими поставками из Южной Америки.
Все мы не вечны. Хафез Асад готовил себе замену в лице своего сына, который неожиданно погибает. Башар Асад живет в европе. Его вполне устраивает карьера врача, он не желает заниматься политикой, он не собирается возвращаться в Сирию. Однако смерть отца многое меняет. Его уговаривают вернуться в Сирию, обосновывают это тем, что без такого сохранения преемственности Сирия будет разорвана на куски. Чувство патриотизма играет свою роль, и он соглашается вернуться и возглавить страну. По своему менталитету и воспитанию, он куда более прозападный по своим убеждениям. Башар Асад отменяет многие репрессивные Законы, проводит первые за многие десятилетия выборы.
Среди мировых политиков, трудно найти (если это вообще возможно) другого политика, которого бы настолько тяготила его власть и необходимость заниматься политиков. Он о власти не мечтал. Он и близко не диктатор, любой ценой держащийся за власть.
Основными потребителями ближневосточных углеводородов является европа и Китай. Помимо этого, важным источником нефти и газа для европы является Северная Африка. После того, как США перестали зависеть от поставок из этого региона, изменилось их отношение к его стабильности. Доминирование в ближневосточном регионе позволяет США взять под контроль потоки энергоресурсов как европы, так и Китая, которые являются конкурентами США на мировом рынке. По сути, это мощнейший рычаг воздействия, давления и даже шантажа в существующем соперничестве. Такой контроль позволяет манипулировать ценами и объемами поставок сырья. Превращает европу и Китай полностью зависимые от США страны. Такой контроль позволяет диктовать свои не только экономические, но и политические условия.
Задача установления абсолютного контроля США за регионами Ближнего Востока и Северной Африки потребовала разработки новой стратегии и политики. Ее реализация требует дестабилизации в этих регионах, перекраивания границ существующих государств, с целью формирования новой системы государств, вассально зависимых от США. Реализацию этой стратегии начали с Северной Африки, где фактически ликвидировали государственность Ливии, дестабилизировали другие государства региона. Все это проводилось под лозунгами «Арабской весны» и разговорами о стремлении народов к демократии.
Сирия оказалась ключевой страной для реализации стратегии в ближневосточном регионе. США воспользовались более демократическим стилем правления Башара Асада, и путем тайных операций разведслужб начали дестабилизировать обстановку в стране, что в последствии привело к обострению отношений между религиозными конфессиями, между арабами и национальными меньшинствами. Одновременно была развернута массированная пропаганда с целью формирования образа Асада как кровавого диктатора, всеобщего зла. В операции в Сирии, США легко нашли союзников в лице ближневосточных монархий и Турции, которым посулили прокладку нефте и газопроводов через Сирию и Турцию для поставок углеводородов в европу.
По сути, США развязали против Сирии гибридную войну, используя все свои арсеналы воздействия. Была сформирована сеть террористических организаций, руками которых планировали свергнуть Асада. Их обучали, финансировали и вооружали. Не обошлось без «неприятностей». Террористические организации развиваются по своим внутренним законам. Часть из них вышла из под контроля и стала представлять опасность для отцов-основателей. Но с этими издержками можно было мириться. Ведь после свержения Асада их планировали вытеснить на север и перенацелить на Среднюю Азию и Кавказ. Это могло способствовать ослаблению России и, в более отдаленной перспективе, позволяло взять под контроль эти важные регионы. Сирия практически не имела шансов самостоятельно выстоять в этой не равной войне. США уже видели близкую победу. По окончанию войны Сирию предполагали расчленить на ряд государств, ключевые из которых будут в вассальной зависимости от США. Отдельные территории собирались отдать союзникам в виде оплаты их вклада и этим поставить их самих в зависимость от главы коалиции.
Появление российских войск в Сирии резко изменило ситуацию. Появилась опасность всей старательно реализуемой стратегии. Успех России ставит крест на американских планах геополитического доминирования в регионе. А это имеет далекие последствия. Теряется возможность «держать за горло» европу и Китай посредством своего контроля за поставками энергоресурсов. У стран региона появляется противовес. Он могут проводить свою более независимую политику. Европа долго не осознавала опасность американской стратегии для себя самой. Она долго ее поддерживала. Похоже, что сейчас она начинает серьезно задумываться о ее последствиях и о собственных интересах.
В создавшихся условиях, основная задача США это не допустить успеха России в Сирии. И они будут делать все возможное, что бы этого успеха не допустить. Формально, они не могут отказаться от борьбы с террористическими организациями. Но они делают все, что бы эту борьбу затруднить и ослабить и будут использовать для этого любые поводы. Они утверждают, что создание единой коалиции в борьбе с терроризмом мешает нахождение Асада у власти. Но это откровенная ложь, проблема совсем не в Асаде. Любая замена Асада на другого политика, близкого к нему по духу и убеждениям, их не устроит. Они найдут тысячи причин что бы отвергнуть такую возможность. Они понимают, что никто не желает отправлять свои войска в Сирию для сухопутных операций. Они требуют отстранить Асада для того, что бы сирийская армия прекратила воевать с террористами и это откроет террористам путь к власти. Еще раз повторяю. Проблема совсем не в Асаде. США хотят иметь в дамаске послушное им проамериканское правительство, и никакое другое их не устроит. Реализовать эту задачу они не могут, и потому будут затягивать процесс сирийского урегулирования в надежде найти какие-то новые способы реализовать свои геополитические планы по безусловному доминированию в регионе.
Так что проблема не в Асаде, а в американской стратегии однополюсного доминирования. И пока США не вынудят от нее отказаться, решить сирийскую проблему малореально. Быстрей возможно появление новых «сирий».
Обновлено (01.12.2015 19:19)