Итак, очередная войнушка в парламенте закончилась, Закон о повышении социальных стандартов принят. На эту тему уже так много написано, и еще больше сказано, что возникает впечатление о том, что комментировать уже нечего. Но, перечитывая все эти многочисленные опусы и заявления, возникает впечатление, что никто эту проблему по ее сути не рассматривает.
Меня мало удивляют так называемые политики. Они только подтверждают правила нашей политики – их точка зрения зависит от точки сидения. Не так уж давно представители ПР, находясь при власти, доказывали, что повышать зарплаты и пенсии нельзя, денег на это не хватает. Помнится, как отвечая на вопросы оппозиции в парламенте, первый вице-премьер Азаров прямо сказал, что пенсионеры обойдутся без бутылки кефира, на это у государства денег нет. Теперь, пересев в кресло оппозиционера, он доказывает обратное, превратившись в защитника интересов народа. Наш нынешний премьер, будучи совсем недавно в оппозиции, с упоением рассказывала о зарплате металлургов на западе, и требовала увеличить зарплаты наших рабочих до такого же уровня. Всякое повышение цен и инфляцию она называла грабежом народа и требовала от правительства проиндексировать зарплаты и пенсии в соответствии с уровнем инфляции.
Но пересев из кресла пламенной оппозиционерки в премьерское кресло, она легко забыла все ранее сказанное ей же, и для нее повышение социальных стандартов превратилось в катастрофу для всей страны. Может для нее это катастрофа, но страна то тут при чем.
Такие метаморфозы в позициях политиков наглядно иллюстрируют их полную беспринципность. Для них не важен уровень социальных стандартов. Для них важнее, кто инициировал их повышение, и кто от этого получит увеличение рейтингов в предвыборной гонке.
Пять лет назад, в аналогичной ситуации, Янукович, будучи премьером, повышал зарплаты, вводил надбавки, пытаясь, по сути, подкупить избирателей. Ныне, находясь в оппозиции, он не без оснований полагал, что действующее правительство поступит таким же образом. Не исключаю того, что правительство готовило подобное мероприятие, и эта информация поступила к регионалам. И тогда они решили сыграть на опережение, потребовав увеличить прожиточный минимум. Сомневаюсь, что ими двигала забота о простом человеке. Их интересовала нейтрализация конкурентов.
Что касается статей журналистов, то озадачивает их нежелание разбираться в сути вопроса. Глубже уровня «что вижу то и пою» они себя не утруждали. Ну а наши многочисленные политологи – они давно работают при штабах. А, как известно, кто платит, то и заказывает музыку. Учитывая это, взывать к их гражданской позиции, занятие малоперспективное и бесполезное.
Для того, чтобы разобраться в сути происходящего, начнем разбираться, как говорят, от “печки”. Система украинского законодательства построена так, что уровень социальных стандартов определяется размером прожиточного минимума.
Закон Украины «Про прожитковий мінімум» определяет его следующим образом:
“Прожитковий мінімум - вартісна величина достатнього для
забезпечення нормального функціонування організму людини,
збереження його здоров'я набору продуктів харчування (далі - набір
продуктів харчування), а також мінімального набору непродовольчих
товарів (далі - набір непродовольчих товарів) та мінімального
набору послуг (далі - набір послуг), необхідних для задоволення
основних соціальних і культурних потреб особистості.”.
Закон обязывает правительство систематически отслеживать его динамику, проводить ежемесячный перерасчет прожиточного минимума, и результаты этого перерасчета доводить для сведения граждан.
В Законе записано:
“Розрахунки щомісячного фактичного розміру прожиткового
мінімуму на одну особу, а також окремо для тих, хто відноситься до
основних соціальних і демографічних груп населення, оприлюднюються
до 20 числа наступного місяця спеціально уповноваженим центральним
органом виконавчої влади в галузі праці та соціальної політики на
його офіційному веб-сайті у мережі Інтернет, а також публікуються
в офіційних виданнях загальнодержавної сфери розповсюдження”.
Выполнять такой систематический перерасчет правительство считает необязательным. Ведь оно шло к власти под лозунгами «честной и прозрачной» власти. А расчет прожиточного минимума, как они считают, к «честности» не относится. Или правительство не имеет отношения к «честности»? Закон даже предусматривает ответственность за его нарушение:
“Посадові особи, винні у порушенні законодавства про
прожитковий мінімум, несуть відповідальність згідно з законами”.
Ну чего-чего, а ответственности наше правительство не боится. Не принято это в нашей псевдоэлите отвечать на нарушения законов. Законы для простых людей написаны, а не для «богоизбранных».
Теперь по сути вышеприведенного. Если перевести сформулированную в Законе категорию прожиточного минимума на более простой язык, то прожиточный минимум, это уровень доходов, обеспечивающий гражданину возможность выживания.
Речь не идет о воспроизводстве, тем более о расширенном воспроизводстве. Основными расходами категории граждан, которую принято называть малоимущими, являются продукты питания, лекарства и коммунальные платежи. Если доходы граждан ниже прожиточного минимума, то это не значит, что они немедленно начнут умирать с голоду. Но им придется экономить на продуктах питания, покупать более дешевые низкокачественные продукты,. которые не будут обеспечивать потребности организма. Из-за этого они будут чаще болеть. При этом средств на покупку необходимых медикаментов хватать не будет. В результате продолжительность жизни сократится.
Доходы ниже прожиточного уровня ведут к постепенному вымиранию. А правительство, не способное обеспечить своим гражданам прожиточный минимум, по сути, занимается сознательным геноцидом миллионов собственных граждан. Если такие граждане правительству мешают и не нужны, то зачем же гражданам нужно такое правительство? Нужно ли им государство, обрекающее их на недоедание, болезни, преждевременную старость, и имеет ли такое государство право на существование? Вопросы риторические. В особенно уязвимом положении оказываются пенсионеры. Они уже не имеют здоровья подрабатывать дополнительно к своей нищенской пенсии. Они обречены на полуголодное существование. А власть, обрекающую их на такое существование, нельзя назвать иначе как преступной и аморальной.
Повышает ли принятый Закон прожиточный уровень? Если исходить из определения прожиточного минимума, то никакого повышения не происходит. Повышение этого показателя возможно только при пересмотре набора товаров и услуг, предусмотренного этой категорией. Закон предусматривает лишь приближение размера выплачиваемых денежных средств к реальной стоимости минимального набора товаров и услуг. Разрыв между реальным прожиточным минимумом, его размером, установленным в Законе о бюджете возник, прежде всего, вследствие инфляционных процессов.
Уровень инфляции в 2008 году составил 22,3%. В 2009 году он уже близок к 10%, и достигнет к концу года 12-15%. Для малообеспеченных слоев населения, учитывая их структуру расходов, влияние инфляции значительно превышает общие ее показатели. Малоимущим не становится легче, если падают цены на квартиры, автомобили, мебель, бытовую технику. У них не было и нет денег на такие приобретения. Им не хватает денег на продукты питания, лекарства и коммунальные платежи. А по этим категориям расходов цены значительно обгоняют общие показатели инфляции. Так, в 2008 году цены на продукты питания выросли на 23,1%, а цены на лекарственные средства на 37,5%.
За 9 месяцев текущего года, цены на продукты питания выросли на 6.6%, а стоимость медикаментов выросла на 31%. Все приведенные цифры не выдумка автора. Это официальные цифры Укрстата. Из этих цифр следует, что за этот период реальные доходы малообеспеченных слоев населения, с учетом повышений пенсий в 2008 году, понизились на 23-25%.
Отказ правительства от индексации, ссылками на отсутствие денег полностью не состоятелен. Возникает вопрос, а куда идут инфляционные доходы бюджета? Розничный товарооборот в 2008 году составил 246903млн. грн.
Только как следствие инфляции, в бюджет поступило НДС на 9176млн.грн. больше, чем при ее отсутствии. Ведь в конечном итоге НДС платят не владельцы заводов-пароходов, а граждане, покупая товары в магазине или оплачивая услуги.
А помимо НДС, есть еще инфляционная составляющая и в увеличении поступлений в бюджет от налога на прибыль. Часть этих средств правительство, в соответствии с Законом, обязано было направить на поддержание уровня жизни малоимущих. Можно привести много причин, почему оно этого не сделало.
Думаю, что главной причиной было отсутствие реального бюджета. Приняв нереальный бюджет, правительство заняло позу страуса, надеясь, что ноябрь-декабрь не наступят никогда.
Проблемы кризиса оно решает за счет наибеднейших слоев населения. Смешно читать заявления политиков и чиновников, что никто в период кризиса социальные стандарты не повышает. Не знаю, чего здесь больше, недоговоренности и лжи, или дремучей некомпетентности.
Мировой экономический кризис и его протекание в Украине, это процессы, протекающие по разным сценариям. Если падение производства, например, в европейских странах сопровождается дефляцией, то есть снижением цен, то у нас оно сопровождается инфляцией, то есть их повышением. По этой причине европейским странам нет нужды индексировать социальные стандарты. В любой цивилизованной стране правительство, опустившее социальные стандарты ниже прожиточного минимума, не усидело бы в своих креслах и месяца.
А министр, призывающий не выполнять закон, уже на следующий день стал бы бывшим министром. Или нынешнее правительство называет подобное игнорирование закона «диктатурой закона»? Очевидно, что мы до цивилизованного уровня еще не доросли. Помимо инфляционных доходов бюджета существуют и другие источники финансирования адекватных социальных стандартов. Самый весомый из них – нужно меньше воровать.
При проведении госзакупок 45% средств были направлены в обход тендерных и конкурсных процедур. И делалось это согласно протокольным поручениям премьера и первого вице-премьера. А это громадные деньги – 52,6 миллиарда гривен. Даже если исходить из «скромного» уровня отката в 50%, то в результате таких закупок из бюджета украдено 26-27млрд. гривен.
Счетная Палата оценивает ущерб от каких закупок в 35-40млрд. гривен. Этих денег с лихвой хватило бы для индексации выплат малообеспеченым. Необходимо пересмотреть бюджетные доходы и расходы.
Нужен реальный бюджет, а не нынешняя мифическая ложь вместо него. И что самое важное, нужны политики, способные реализовывать необходимые задачи, а не изображать решение проблем, на самом деле загоняя их в “угол”. И это, к сожалению, самый сложный пункт. Наша так называемая политическая элита поражает своей вопиющей некомпетентностью, авантюризмом и уровнем казнокрадства. Для нее не существует ни национальных интересов, ни интересов миллионов граждан. Повышение социальных стандартов до уровня прожиточного минимума не имеет никакого отношения к популизму. Как и политику, направленную на возможность проживания миллионов граждан с доходами ниже прожиточного минимума, нельзя назвать социальной политикой. Это преступная политика геноцида миллионов собственных граждан.
Сложно сказать, чего больше в политике нашей псевдоэлиты - глупости и жадности, цинизма и лживости, морального уродства и презрения к собственному народу. В своих войнах в политическом серпентарии, она утеряли даже чувство собственного самосохранения. Они надеются на долготерпение народа. Но общество с миллионами недоедающих и униженных нищетой обречено на социальный взрыв. История на многочисленных примерах показывает его неизбежность. Надеяться, что Украина будет исключением из этого правила, так же глупо, как и заявлять, что экономический кризис нас не коснется, мы ему калитку не откроем. Но как нет предела человеческому познанию, так и нет предела глупости нашей псевдоэлиты. Вместо того, чтобы решать накопившиеся в результате ее безграмотности и алчности проблемы, они сейчас во всю пиарятся, изображают из себя спасителей народа от эпидемии грипа. На самом деле они похожи на стаю шакалов, паразитирующих на человеческих болезнях, горе и страхе. Воистину, пир во время чумы.
Раздувая искусственный психоз, доводя граждан до состояния стресса, они, по сути, становятся организаторами действий, ведущих к смерти сотен людей, которые умрут не от гриппа, а от инфарктов и инсультов, вызванных этим стрессом. Тысячи граждан заболеет гриппом только потому, что нищенские пенсии и зарплаты ниже реального прожиточного минимума не позволяют им полноценно питаться и приобретать необходимые лекарства.
Но это политиков мало волнует, им ведь рейтинги нужны
Обновлено (12.08.2011 07:44)