Точно так же как кризис евро подтолкнул Европу к модернизации и адаптации своего управления экономикой и финансами к вызовам XXI века, ужасный кризис доллара США вынудит мир полностью трансформировать структуры глобального управления, начиная, разумеется, с международной валютной системы, чтобы успокоить шторм, готовый ударить по валютам.
Согласно нашим прогнозам эта реорганизация, которая ещё только начнёт становиться реальностью с сентябрьского саммита «Большой двадцатки», рискует быть проведённой в спешке, поскольку по мнению нашего коллектива первые серьёзные страхи по поводу доллара будут отмечены в период с марта по июнь 2013 года.
Замечательно характеризует долгий, опасный переходный период, в котором мы в настоящее время живём, высказывание Антонио Грамши: «Старый мир отмирает, а мир новый борется за своё рождение – наступает время чудовищ». В конце концов этот период завершится, но чудовища всё никак не угомонятся.
Неудивительно, что один из мощных факторов, которые будут ускорять процесс утраты Соединёнными Штатами своего влияния в мире, имеет отношение к нефти. Фактически, мы стали свидетелями последних дней нефтедоллара, первоэлемента американского господства. Вот почему в этом выпуске GEAB мы решили как следует заняться нефтью как проблемой мирового масштаба.
В этом пресс-релизе GEAB №72 наш коллектив решил отразить серию сближающихся характеризующих кризис индексов, которые заставляют нас оставить в силе действующий уровень угрозы «глобального системного кризиса» на период с марта по июнь 2013 года, а также прогноз риска «исландизации» управления банковским кризисом.
Вал предзнаменований кризиса, или почему мы оставляем в силе предупреждение на март-июнь 2013 года
С последнего месяца (GEAB №71) сходящиеся в одну линию мощные тренды и индексы, возвещающие о катастрофе в период с марта по июнь 2013 года, окрепли ещё больше. Прежде всего это «валютные войны», которые приобретают политическое измерение и рушат веру во взаимовыгодные отношения между странами. Ниже мы пройдёмся по этому вопросу подробнее. Но это ещё и множество внутренних индексов, которые должны восприниматься как сигнал тревоги в отношении Соединённых Штатов.
Приняв решение отделить дебаты по вопросу сокращений бюджета и повышения налогов от дебатов о потолке долга, американцы удвоили силу предстоящих потрясений – было
лишь одно в конце февраля – начале марта, а теперь есть ещё другое, в мае. Разделение явственно вскрывает стратегию республиканцев. Естественно, с целью дальнейшего сокращения расходов они будут до последнего вести силовое противоборство по вопросу повышения верхней планки госдолга, но, в конце концов, посчитают себя обязанными проголосовать за его подъём, чтобы не стать крайними за те катаклизмы, которые бы последовали за дефолтом платежей. С другой стороны, различимые последствия сокращений бюджета с 1 марта, пусть, несомненно, и не безболезненные, всё же и близко не такие травмирующие, и республиканцы могли и вправду прийти к решению выторговать значительных объёмов уменьшение дефицита бюджета под страхом лишиться крайнего средства в виде вступивших в силу автоматических сокращений.
В любом случае, при всех этих бюджетных сокращениях в начале марта, а также после так называемого «неожиданного» и большей частью проигнорированного падения ВВП США в 4-м квартале 2012 года (1), кто ещё может думать, что рост ВВП в первом квартале 2013 года будет положительным (если только не за счёт нарисованных цифр)? Падение тем более неизбежно, поскольку немногие дни экономической активности были потеряны на Северо-Востоке из-за «Немо» (снежной бури) и жестокой эпидемии гриппа в этом году. Когда это потребуется, будут предложены оправдания для объяснения причин падения ВВП в экономике, которая по идее должна бы восстанавливаться. Однако объявление в конце апреля о новом американском падении в рецессию (два подряд квартала снижения ВВП) произведёт своё собственное скромное впечатление на мировую экономику.
По счастливой случайности, во избежание волн была построена «дамба»: кредитному рейтинговому агентству Egan Jones, отличившемуся меньшей пристрастностью по сравнению с тремя большими братьями (один из которых успел уже три раза понизить рейтинг США до уровня «AA-»), на 18 месяцев было запрещено оценивать рейтинг страны – какое удачное совпадение! А из трёх основных рейтинговых агентств S&P – единственное, осмелившееся понизить рейтинг Соединённых Штатов – подверглось преследованию, второе удачное совпадение! Другим остаётся лишь смотреть под ноги.
«Дамба» эта хоть и бесполезна, но обнажает в 2013 году существующие на высшем уровне опасения и является всего лишь ещё одним знаком неизбежности потрясения. Именно с такой точки зрения решение от 1 января 2013 года следует распространить и на неограниченную гарантию Федеральной корпорации по страхованию депозитов (FDIC) по текущим счётам: при ограничении гарантии только суммой $250 тысяч, 1,4 миллиарда долларов гарантией более не обеспечены, что весьма кстати позволит FDIC избежать банкротства в случае проблем…
И, судя по всему, инсайдеры мировых финансов тоже не дремлют: сделаны огромные ставки на понижение со сроком истечения в конце апреля; два швейцарских банка меняют организационно-правовую форму, чтобы их совладельцы больше не несли личной ответственности за их убытки; Эрик Шмидт продал акций Google на 2,5 миллиарда долларов и т.д.
Но к худшему готовятся не одни только рынки. Кажется, само правительство США ждёт хаоса и большого количества насилия: первым делом оно вооружает своё Министерство внутренней безопасности 7 тысячами штурмовых винтовок, затем Обама подписывает закон, разрешающий прямую и открытую казнь американцев, представляющих смутную «неминуемую угрозу» – к великому неудовольствию определённой части американского общества…
Банкротства банков: в сторону «исландизации» управления банковским кризисом
По оценкам нашей команды, сделанным перед лицом этого потрясения, большинство стран, в том числе и Соединённые Штаты, будут практиковать управление кризисом в «исландском стиле», т.е. не выручая банки и позволяя им идти ко дну (2). У нас уже был некий проблеск этого при ликвидации ирландского банка IBRC, которая многим дала пищу для размышлений: «Как Ирландия за ночь ликвидировала своего банковского хроника», – излучал восхищение заголовок в La Tribune. Складывается впечатление, что эта возможность всё больше напрашивается на роль способа решения проблемы в случае нового обострения у банков. Происходит это по следующим причинам: во-первых, судя по восстановлению Исландии, он выглядит гораздо более действенным, чем программы господдержки 2008-2009 гг.; во-вторых, у стран фактически больше нет средств платить за новые бейлауты; и в конце концов, нельзя отрицать, что возможность избавиться эффектным жестом от части долгов и «токсичных активов», обременяющих экономику, должна быть для лидеров большим искушением.
Эти «слишком большие, чтобы рухнуть» банки фактически объелись государственными и частными долгами Запада, из которых они черпали свои прибыли и мощь. В прежних выпусках GEAB наш коллектив уже провёл связь между «Голдман Сакс», например, и Рыцарями-тамплиерами, средневековым военным орденом, разбогатевшим сверх всякой меры на государственном горбу. Конец ему положил король Филипп Красивый, забрав его золото в свою казну. Можно различить конкретные современные тенденции, которые вытекают из этой линии: усилия определённых государств, требующих от банков разделить инвестиционный и сберегательный банкинг, могут, по сути, обеспечить положение, при котором трудности первых не влияют чересчур на вторых; согласно тем же параллелям все иски, по которым определённые очень крупные банки заслуженно выступают в качестве ответчиков (Barclays и др.), можно также рассматривать как средства возвращения денег из банков для их повторного вливания в казну государств или реальную экономику…
Лидеры ведущих стран мира по-видимому не решат «взрывать» банк, но ясно одно – мотивация и способы спасения оказавшихся в затруднительном положении финансовых учреждений отныне не будут состоять в связи с теми, что имели место в 2009 году. Если какая мягкость и может быть проявлена к «слишком большим, чтобы рухнуть», вроде кажущегося больным Bank of America, то уж точно, что с ответственных за ошибки будут спрашивать по всей строгости.
Но какой бы ни была политика управления в этом периоде, как мы предсказывали в GEAB №62 («Год 2013-й: конец доминированию доллара США в расчётах мировой торговли»), этот новый удар ускорит утрату США своего влияния и, в частности, своего абсолютного оружия – доллара.
———-
Примечания:
(1) Объяснение, которое преобладает на американских рынках: «Если новости экономики хорошие – тем лучше, так как её состояние улучшается; если плохие – тем лучше, потому что вмешается ФРС», – демонстрирует, насколько они оторваны от реальности. Что является характерной чертой дисфункциональной державы на краю фискального обрыва.
(2) Как Icesave – исландский банк, которому власти дали рухнуть; а после референдума, в частности, отказалось от компенсации долгов банка.
http://mixednews.ru/archives/31614